Главная / Статьи / Асы мира: Жорж Гинемер

Асы мира: Жорж Гинемер

Асы мира: Жорж Гинемер

«Свирепый Демон» - так прозвали этого зловещего, неулыбчивого французского летчика первой мировой войны. У германских пшютов его имя вызывало страх, а среди однополчан и командования Armee de l‘Air (французских ВВС) - благоговейное уважение. Невысокого роста, с мертвенно-бледным лицом, он был тяжело болен туберкулезом, но это не помешало ему участвовать в 600 воздушных боях и одержать 53 официальные победы, еще 35 числятся как правдоподобные.

Жорж Мария Людовик Жуль Гинемер (Georres Marie Ludovic Jules Genemer) родился в Париже на улице Ла Тур 24 декабря 1894 г. Младший сын в семье отставного офицера французской армии, Жорж, имел слабое здоровье и нередко болел. Тем не менее, он рос любознательным и увлекался в школе механикой, вместе со школьным другом Жаном Кребсом, сыном директора завода фирмы Panchard, он часто пропадал в цехах предприятия. Вскоре он неплохо разбирался в автомобильных моторах, привлекла юношу и зарождавшаяся тогда авиация.

Гинемер, бывший весьма амбициозным ребенком, с детства мечтал прославиться на военном поприще и очень гордился своим происхождением. Его предки сражались под знаменами Карла Великого в VIII-IX вв, участвовали в крестовых походах, покоряли Европу в эпоху наполеоновских войн.

В 1911 г. Жорж по «знакомству» в качестве пассажира поднялся в небо на «Фармане» во время одного из перелетов в ходе Европейского авиационного состязания. Это событие и определило его дальнейшую судьбу: он твердо решил стать летчиком и все свободное время проводил на аэродроме.

С началом первой мировой войны Жорж пять раз пытался записаться в армию, но получал отказы из-за слабого здоровья и невысокого роста. Вскоре его целеустремленность была вознаграждена: по совету знакомого летчика он едет в местечко Па и поступает в школу авиамехаников. Но ему хотелось летать...

После многочисленных рапортов солдат 2-го класса Гинемер 23 ноября 1914 г. зачисляется курсантом в школу пилотов, где с января 1915 г. его «летающей партой» становится «Блерио-Пингвин». В марте Жоржа перевели в летную школу в Аворде для совершенствования навыков пилотажа на разных типах самолетов.

Окраска самолетов Жоржа Гименера

Через два месяца Гинемер с группой выпускников в начале мая попадает в резерв командующего авиацией. Ровно через месяц, уже в звании капрала (сароral), его направляют в эскадрилью MS3, оснащенную монопланами-парасоль «Моран-Солнье». Выполнив серию тренировочных полетов под руководством Жюля Ведринье, Жорж получил в свое распоряжение самолет, который назвал «Старый Шарль» (Vieux Charles) в память о переведенном в Сербию опытном пилоте Шарле Боннэре.

Впервые Гинемер встретился лицом к лицу с воздушным противником 19 июля 1915 г. В тот день, вылетев вместе с механиком Гуерде, он направился на перехват немецкого разведчика. Догнав его над линией фронта, он зашел ему в хвост, а механик открыл огонь из пулемета. Но успеха достичь не удалось: после полусотни выстрелов пулемет заело, а немец ушел со снижением под защиту своих зениток. Впрочем «дебютанты» вскоре обнаружили еще одну «дичь»: экипаж немецкого «Авиатика» что-то увлеченно рассматривал на французской территории и явно не замечал появившегося противника. Жорж спикировал на «бошей», зайдя сзади-снизу, механик к этому времени смог оживить оружие и открыл огонь. «Авиатик» тут же вошел в нисходящую спираль, а немецкий наблюдатель начал отстреливаться из карабина. В меткости ему не откажешь, он дважды попал в Гуерде: одна пуля зацепила шлем, не задев головы, а другая - руку. Но пулемет французов строчил, не переставая, и через 10 мин после начала боя война для обоих немцев закончилась: летчик был смертельно ранен, а наблюдатель попал в плен.

21 июля Гинемеру присвоили звание сержант (sergent) и наградили «Военной Медалью» (Medaille Militaire). Жорж расценил это как доброе предзнаменование и решил в дальнейшем не менять счастливого имени на своих самолетах. Командование не только наградой отметило молодого пилота, с середины сентября ему стали поручать доставку агентов за линию фронта и их возвращение назад.

В ноябре-декабре 1915 г. эскадрилью перевооружили на истребители «Нью-пор», присвоив ей обозначение N3. «Ньюпоры» представляли собой одно- и двухместные полуторапланы с полотняной обшивкой, вооруженные 1-2 пулеметами, их максимальная скорость доходила до 140 км/ч, а потолок - 4500 м.

Новый самолет больше подходил для ведения воздушного боя, и счет побед летчика довольно быстро возрос. 5 декабря он сбил второй «Авиатик», 8-го - его добычей стал LVG, а 14-го, действуя в паре с капралом Букье, он «завалил» немецкий истребитель «Фоккер».

В день своего совершеннолетия Гинемер стал кавалером «Ордена Почетного Легиона» (Legion d'Honneur), а его 4 победы были отмечены «Военным Крестом» (Croix de Guerre) с четырьмя золотыми пальмовыми ветвями. (По статуту крест вручался только один раз. В случае повторного награждения на мундире под ним прикалывалась пальмовая ветвь. Их число указывало на количество представлений. - Прим. ред.).

В январе 1916 г. нелетная погода мало способствовала увеличению числа побед и поэтому следующий успех пришел к Жоржу только 3 февраля, когда ему удалось сбить сразу два LVG, а еще один, 5-го числа того же месяца. Эти успехи не остались незамеченными и 4 марта Гинемера произвели в су-лейтенанты (suos-lieu- tenant). Тогда же, в начале марта, эскадрилья получила новые «Ньюпор»Х1.

В отличие от «десятки», это были настоящие истребители: одноместные, с жесткой бипланной коробкой крыльев, выдерживавшей значительные перегрузки. Но неплохая маневренность, легкость управления и хорошие скоростные данные в определенной степени обесценивались неудачным размещением вооружения над верхним крылом. Это затрудняло в бою перезарядку пулемета, имевшего магазинное питание.

13 марта Гинемер вылетел на новом истребителе на боевое задание вместе с командиром эскадрильи капитаном Брокером и лейтенантом Деллином (впоследствии одержал 20 побед). На этот раз Жоржу не повезло: одна из пуль попала ему в руку, а вторая - в голову. С трудом дотянув до своего аэродрома, он посадил изрешечен ный пулями самолет, но вылезти из кабины сил не хватило...

Из госпиталя ас вернулся спустя полтора месяца, но рука не до конца зажила и его отправили в отпуск для поправки здоровья. По некоторым сведениям, один из друзей Гинемера скрытно от руководства перегнал самолет на поле рядом с домом родителей, находившимся в прифронтовой полосе, и Жорж тайком летал в район боев. Возвратившемуся в строй после отпуска Гинемеру была доверена честь нести знамя военной авиации Франции во время торжественной церемонии, проходившей 13 мая 1916 г. на аэродроме Дижона.

В начале лета 1916 г. эскадрилья получила новые «Ньюпор»Х\/II, являвшиеся для своего времени чрезвычайно удачными истребителями. Высокая скорость (до 170 км/ч) и великолепная маневренность сделали их весьма популярными среди пилотов Антанты. Освоил новый истребитель и Гинемер. В первое время он избегал ввязываться в воздушные схватки - сказывались психологические последствия ранений. Но вскоре он преодолел поселившийся в душе страх, и 22 июня 1916 г. его добычей стал германский LVG. Но 6 июля в единоборстве с немецкими истребителями Жоржу опять не повезло: он был легко ранен, а на его самолете немецкие пули перебили две расчалки и разбили винт. Стараясь не потерять скорость, Гинемер аккуратно спланировал на луг и посадил поврежденный «Ньюпор».

Через 4 дня, вылетев на «взятом взаймы» самолете, Гинемер сбил еще один LVG, доведя свой счет до 10 побед. «Безлошадным» он оставался недолго: 28 июля повел в бой новую машину. Неотрегулированный синхронизатор подвел пилота: первая же очередь, выпущенная из пулемета, в щепки разнесла пропеллер истребителя. Пришлось срочно садиться, но вместе с ним шел вниз и горящий германский LVG...

К концу августа 1916 г. на счету Гинемера было 14 побед, а за период c июня 1915 г. по июль 1916 г. его имя 11 раз упоминалось в приказах по армии.

27 августа Гинемер получает один из трех первых истребителей «СПАД»SVII, отправленных на фронтовые испытания. Благодаря 140-сильному рядному двигателю самолет превосходил по летным данным любого противника. Облетав его, Жорж пришел в восторг, и, по словам сослуживцев, «был счастлив, как ребенок, которому подарили долгожданную игрушку».

Вылетев на «спаде» 4 сентября, ас сбил «Авиатик», а 15-го - «Румплер». 22 сентября, возвращаясь из рейда за линию фронта, Жорж увидел «фоккер» и молниеносной атакой, занявшей 30 с, отправил вниз и его. Так как самолет упал на вражеской территории, то победу не засчитали. Впрочем, на следующий день Гинемер свалил сразу трех в течение всего 3 мин!! После такой внушительной демонстрации летного мастерства и огневой подготовки предыдущая победа перешла в разряд «правдоподобных». Но это было уже потом...

...Когда третий «фоккер», оставляя шлейф дыма, врезался в землю, внезапно открыла огонь французская зенитная артиллерия. По неписанным законам войны в подобных ситуациях своим всегда достается больше! Первый же 75-мм снаряд угодил в верхнее крыло и, разорвавшись, снес стойки. К месту падения самолета вскоре прибежали солдаты, но Жорж, к счастью отделавшийся только ушибами, уже выбрался из-под обломков. Чтобы сгладить вину подчиненных, дивизионный генерал устроил торжественное построение в честь сбитого аса, затем последовал обед с шампанским, и, наконец, вечером порядком набравшегося героя, чудом избежавшего гибели, отвезли на машине комдива в часть.

В октябре 1916 г. эскадрилья вновь сменила обозначение, и стала называться SPA3. Теперь она в полном составе была перевооружена «СПАДами». В конце декабря Жорж вместе с конструктором Луи Бешеро участвует в разработке истребителя SPAD S XII, вооруженного 37-мм пушкой.

24 января 1917 г. ему в шестой раз удается сбить в одном бою два самолета, при посадке на замерзшую пашню рядом со своей жертвой его истребитель ломает колесо и капотирует, сам пилот отделывается лишь легким испугом. Но небо зовет, и спустя два дня на истребителе своего друга Букье, на высоте 3800 м, он перехватил двухместный разведчик «Альбатрос». На десятом выстреле пулемет заклинило, и чтобы не попасть под огонь стрелка, пришлось уйти немцу под «брюхо». Попытки перезарядить оружие оказались тщетными, но экипаж разведчика запаниковал и поспешил приземлиться на французской территории, хотя по нему уже никто не стрелял.
8 февраля Жорж сразил германскую двухмоторную «roTy»G.III, а спустя 10 дней, был произведен в капитаны. 16 марта он выиграл в течение дня три боя. 4 мая на его счету уже было 38 побед, но, атакуя в тот день дзухместный «Альбатрос», он слишком близко подошел к уже горящему противнику. Ответный огонь стрелка был точным, и поврежденный «спад» с изрешеченным фюзеляжем пошел вниз. Но французу все же удалось дотянуть домой.

Рекордным для аса стал день 25 мая 1917 г., за три боевых вылета он уничтожил 4 вражеских самолета: 2 разведчика LVG, 1 DFW и 1 «фоккер». За эти победы Жорж Гинемер был представлен к званию офицера «Ордена Почетного Легиона» с вручением орденской ленты. 14 июля пилот приехал в Париж на завод фирмы SPAD за новым пушечным истребителем «СПАД» S XII. В тот же день он удостаивается золотой медали аэроклуба Франции (Medaille d'or de I'Aero-Club de France): на его счету 45 побед и два ранения, а его имя не менее 20 раз упоминалось в приказах по армии.

5 июля Гинемер впервые вылетел на новом истребителе. После недолгого поиска он встретил тройку DFW, но огонь стрелков оказался довольно точным и самолет был поврежден. Пока ремонтировали «двенадцатый», пилот пересел на старую «семерку» и вновь добился успеха: его жертвами стали 2 DFW и «Альбатрос». Но вскоре начало сказываться переутомление, и врачи уложили Жоржа в госпиталь.

Отдых, как и ремонт машины, закончились 23 июля, и спустя 4 дня Жорж первым же выпущенным снарядом в клочья разнес «Альбатрос». Но следующая, 50-я, победа далась не легко: огнем стрелков германского DFW истребитель был снова поврежден. 15 августа «птичка с пушкой» вернулась в строй, но вскоре после очередного «дубля» (две победы в течение одного дня) самолет опять попал к ремонтникам.

Во второй декаде августа Гинемер получает новейший SPAD S XIII и 20 августа одерживает на нем свою 53-ю победу, но при посадке врезается в английский DH-4. С этого момента Жоржем овладевает непроходящая депрессия: жизненный путь пройден и его ждут одни неудачи. 24 августа он уезжает в Париж на завод, где ремонтируют его пушечный истребитель. В беседе с другом он делится мыслями о близкой смерти. Между тем ремонт еще не окончен. Вернувшись в часть 4 сентября, он вылетает на следующий день на «СПАДе» XIII, и вновь неудача: в ходе атаки оба его пулемета отказали из-за обрыва спускового поводка, а вражеский стрелок и на этот раз не промахнулся.

Еще один неудачный бой он провел 8 сентября, на следующий день была нелетная погода и он смог подняться в небо только 10-го. Но для чего? Чтобы спокойно взирать на гримасы фортуны? В первом вылете у него сразу после взлета отказал водяной насос и закипевшая вода в радиаторе вынудила пойти на посадку. Во-втором его самолет получил три пулевых пробоины. Третий - едва не привел к катастрофе: пожар двигателя в воздухе из-за неисправности карбюратора.

11 сентября стал последним днем в этой череде неудач, постигшей французского аса. В 8.30 утра он вылетел в паре с ведомым. Над линией фронта они обнаружили «Авиатик» и Гинемер пошел в атаку, а ведомый остался патрулировать над позициями. Увидев восьмерку немецких истребителей, он ушел от них пикированием. Его последующие поиски командира не дали результатов. На свой аэродром капитан Гинемер так и не вернулся...

Позже стали известны некоторые обстоятельства гибели аса. После разделения с ведомым его самолет атаковала группа немецких истребителей. Произошла короткая схватка и горящий «СПАД» упал в районе позиций 413-го германского пехотного полка. На место падения были посланы санитар и два солдата, которые установили из документов убитого, что это капитан Гинемер. Пилота поразили три пули - в голову, плечо (по другим данным в сердце) и ногу.

Начавшаяся на следующее утро артподготовка продолжалась две недели. Разрывы снарядов так перепахали местность, что от могилы аса и обломков его самолета ничего не осталось. Вскоре после этого с немецкого самолета был сброшен вымпел с уведомлением о гибели Гинемера в воздушном бою, а во второй половине октября французское командование официально объявило о его смерти. 19 октября 1917 г. единогласным решением парламент постановил занести имя капитана Гинемера в Пантеон Славы, как «символ стремления и энтузиазма нации», а в Доме Инвалидов в Париже выставили его «СПАД» S VII, который решили сохранить в память о национальном герое.

 

Сергей АЛЕКСЕЕВ, Журнал АвиаМастер, № 1, 1997 г.

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ(читать все статьи)