Thulin K Истребитель

Летчик, инженер и предприниматель Эно Тулин считается основоположником шведского авиастроения. Совместно с Оскаром Аском он в 1913 году основал фирму Aeroplanvarvet i Skane (AVIS), которая собирала по французской лицензии аэропланы типа «Блерио». Позднее фирма сменила название на АВ Enoch Thulins Aeroplanfabrik (AETA) и значительно расширила ассортимент выпускаемой продукции. В1915 году завод Тулина освоил производство двухместных монопланов «Моран-Солнье» тип G под обозначением «Тулин» А, затем — парасолей «Моран-Солнье» тип L («Тулин» В) и немецких бипланов «Альбатрос» В. II («Тулин» С).

В 1917 году Эно Тулин разработал первый в Швеции одноместный истребитель, получивший обозначение «Тулин» К. Эта машина также не отличалась оригинальностью, ее конструкция почти полностью копировала все тот же «Моран-Солнье» тип G. Самолет представлял собой цельнодеревянный расчапочный моноплан с полотняной обшивкой. Как и на исходной модели, на нем не было элеронов, а управление по крену осуществлялось «гошированием». Киль и стабилизатор также отсутствовали, а хвостовое оперение состояло только из рулей высоты и поворота.

Истребитель был оснащен девятицилиндровым ротативным двигателем «Тулин» 9А мощностью 100 л.с. (копия французского мотора «Рон» 9С).

В целом конструкция машины являлась морально устаревшей уже на момент создания, а летно-технические данные — слишком низкими по сравнению с большинством современников. Шведские королевские ВВС закупили всего три (по другим данным — два) экземпляра истребителя, которые летали без вооружения и использовались для отработки у летчиков пилотажных навыков.

Однако самолетом вскоре заинтересовалась армия Нидерландов, заказавшая в июле 1917-го 12 «тулинов» в одноместном боевом варианте и еще три — в двухместном учебно-тренировочном. Вероятно, это объяснялось тем, что нейтральная Голландия еще не обладала собственным самолетостроением и не имела возможности покупать более современные аэропланы в охваченных войной странах Европы.

Читайте также:  Svenska Aero J 5 JAKTFALKEN Истребитель

Судя по фотоснимкам, голландские «тулины» отличались от шведских установкой пулеметов и большими округлыми коками на винтах.

Заказ был выполнен в 1917-1919 годах, но уже в 1920-м одноместные «тулины» сняли с вооружения в связи с началом производства в Нидерландах гораздо более перспективных истребителей «Фоккер» D.VII. Двухместные аппараты прослужили немного дольше — до 1922 года.

Голландские «тулины» были вооружены спаркой курсовых синхронных пулеметов «Мадсен» калибра 8 мм, установленных на капоте.